«Моя дочь совсем не выдерживает конкуренции с другими детьми: она во всем хочет быть лучшей, занимать первые места, всегда хочет быть в центре внимания». С таким запросом ко мне на консультацию пришла мама 10-летней Вики (имя изменено). Казалось бы, амбиции, потребность быть первой, все делать на 5+… что в этом плохого? Проблема была в том, что, когда это не удавалось, дочь испытывала злость, раздражение, плакала вплоть до того, что начинала задыхаться. В чем была причина? Откуда появилось желание во всем быть первой? И как Вика смогла преодолеть это?

Почему ребенок хочет быть «самым лучшим»

На первый взгляд казалось, что Вика склонна к перфекционизму, который часто возникает из-за слишком требовательных родителей, их высоких ожиданий от ребенка, привычки сравнивать его достижения с успехами других детей или своих собственных. 

Но мама Вики рассказала, что в семье присутствует вполне спокойное отношение к достижениям дочери: 

«Мы всегда ей говорим – неважно, какие у тебя оценки, главное, чтобы учеба шла хорошо, и тебе нравилось ходить в школу». 

Сами родители также не проявляли склонности к перфекционизму.

Тогда в чем была причина того, что ребенок всегда хочет быть первым и лучшим? Ответ мы нашли, когда я спросила, когда именно мама заметила, что у дочери появилась склонность к демонстративному поведению. 

– «Проблемы начались, когда у меня родился сын».

Ребенок постоянно требует внимания

Рождение ребенка – как семейный кризис

Появление второго малыша – это серьезные перемены в жизни семьи. Для старшего ребенка это кризисный период:

  • меняется привычный уклад жизни, распорядок дня, многие «ритуалы» исчезают (например, у мамы может не быть возможности теперь читать старшему на ночь или встречать его из школы);
  • появляются новые семейные правила, у старшего становится больше обязанностей, ответственности;
  • родители меньше проводят времени с более взрослыми детьми, которые уже многое могут делать самостоятельно.

Часто ребенок, которому говорили, что с рождением братика или сестры, у него появится лучший друг, с которым можно будет играть, испытывает серьезное потрясение оттого, что ожидания не оправдались: малыш много плачет, с ним «неинтересно». А еще мама все время проводит с ним, постоянно держит его на руках, кормит, разговаривает с ним, откликается на каждый его призыв.

И в этот момент ребенок испытывает острую нехватку родительского внимания. Как он на это реагирует?

Демонстративное поведение – как ответ на нереализованную потребность

Для ребенка жизненно необходимо получать внимание родителей, так он понимает, что значимый, любимый, важный для них. А когда этого внимания недостаточно, он ищет способ восполнить эту нехватку. И не всегда может осознать проблему и открыто сказать об этом взрослым, поэтому выбирает различные поведенческие стратегии, например, он может:

  • начать вести себя плохо, грубить, нарушать школьные правила, получать плохие оценки – ведь тогда родителям придется отложить свои дела и вмешаться, то есть, обратить на него внимание;
  • начать вести себя театрально, демонстративно, словно он на сцене;
  • перестать делать то, что раньше у него получалось самостоятельно и требовать помощи у родителей: не могу завязать шнурки, не могу заварить себе чай, сделать бутерброды, не могу понять домашнее задание и пр.;
  • стать «идеальным ребенком»: успешным, самым лучшим в классе – чтобы «добрать» нехватку внимания через похвалу и восхищение, причем как родителей, так и учителей, сверстников.

Именно такую стратегию выбрала Вика. Быть первой для нее стало способом быть значимой, закрыть потребность во внимании. Но когда это не получалось, девочка испытывала резкие негативные эмоции, с которыми пока не умела справляться. И с помощью психотерапии мы должны были это исправить.

Получите рекомендации от специалиста, имеющего большой опыт работы именно с вашим вопросом

Ребенок всегда хочет быть первым: рекомендации психолога

Наша работа строилась по методу арт-терапии. Мы использовали различные техники, которые научили ее осознавать, что она чувствует, различать эмоции и понимать, как они на нее влияют. А потом – управлять ими. Чтобы добиться этих целей, мы использовали, помимо всего прочего:

  • Технику «Где живут эмоции».

Ее суть: ребенок зарисовывает те эмоции, которые испытывает. Второй этап – обсуждение вместе с психологом того, как эти эмоции влияют на физическое и психологическое состояние, где локализуются.

  • Технику «Рисуем эмоции».

Когда ребенок испытывает какие-то чувства, будь то страх, печаль, раздражение, агрессия, волнение или радость, он сначала выбирает цвет, с которым они ассоциируются. А потом пытается придать эмоции форму на листе бумаге: сделать кляксу, пятно, заштриховать какую-то часть, нарисовать ломаные линии. Далее мы вместе анализируем происходящее: пытаемся дать эмоции название, описать ее, понять ее суть.

Ребенок постоянно требует внимания

Если из-за недостатка внимания, ребенок всегда хочет быть первым, то что делать родителям в таком случае? Рекомендации, которые я дала маме Вики:

  • подмечать  возникающие чувства, и проговаривать их;
  • давать понять: вы понимаете, что переживает ваша дочь;
  • создать пространство, которое принадлежит вам и дочери.

Например: день «совместных интересных дел», когда мать целенаправленно уделяет внимание старшему ребенку, общие занятия, увлечения, обыденные ритуалы, которые принадлежат только им двоим и пр. Так Вика могла понять, что, несмотря на появление малыша, она все еще значима для мамы, у них все еще есть та неповторимая эмоциональная связь и их отношения никуда не делись, маму никто «не отнял» у нее.

Ребенок постоянно требует внимания: чем помогла психотерапия

В общей сложности мы встречались с Викой 2 раза в неделю на протяжении 3 месяцев. Уже в конце 1-го месяца прошли приступы и проблемы с дыханием. На 2-ом месяце девочка уже умела ориентироваться в своих чувствах и справляться с негативными эмоциями. 

Она смогла осознать причину своих переживаний – она просто скучала по маме, которая была активно включена в жизнь младшего ребенка. Мы много об этом говорили с ней, а родители выполняли мои рекомендации. Благодаря этому к 3-му месяцу у Вики исчезла потребность соревноваться с одноклассниками. 

Совсем неплохо, когда ребенок хочет быть лучшим, успешным, добиться большего. Плохо, когда это желание – компенсация острой нехватки в родительском внимании. Одно дело – здоровая амбициозность, и, совсем другое, когда он не умеет проигрывать, не способен спокойно принимать свои ошибки и неудачи, выдерживать конкуренцию. Поэтому так важно, чтобы у него была внутренняя опора, навыки понимания и совладания со своими негативными чувствами. При этих условиях у детей будет доверительный эмоциональный контакт с родителями.

Поделиться
Автор статьи
Яна Масарновская

Психолог-педагог, клинический арт-терапевт

Записаться на консультацию

Похожие записи