ПТСР – это серьезное психическое расстройство, возникающее из-за травмирующих, опасных, тяжелых событий, которые произошли с ним или другими людьми.
Да, сейчас трудно найти человека, который не слышал, что такое ПТСР. Но далеко не все знают, как оно проявляется в реальной жизни. И можно ли от него избавиться, вернув целостность своей личности.
Признаки ПТСР: фрагмент из реальной сессии
По тому, как люди входят в кабинет, иногда можно понять больше, чем из последующей беседы. Тело мы контролировать практически не можем… Когда этот молодой человек зашел, я даже растерялась, насколько в нем обреченность существовала одновременно с суетливостью. Изящный молодой человек, волнистый чуб, правильные черты лица, кавказские корни, на первый взгляд лет 20, но при рассмотрении понимаешь, что старше.
– Я Амир, – сказал он (имя я, конечно, изменила).
Парень пытался одновременно и закрыть дверь, и представиться, и протянуть руку, и отдернуть ее назад, и осмотреться, и поправить волосы, подвинуть стол и предметы на нем.
«Ажиотация», – мысленно отметила я, но при этом неподвижные «пустые» глаза. «А может, ажитированная депрессия, – размышляла я дальше. – Оно и понятно, особенности национальной традиции – быть слабым нельзя, поэтому какая депрессия? Надо совершать максимум движений, чтобы никто не заметил, что тебе жить тошно!»
Но это оказалось лишь верхушкой айсберга…
– Ух, какой вы активный, наверное, всё успеваете делать с такой-то скоростью. Такие люди часто очень успешны!
– Какое там успешны… – и он весь поник, съежился, стал похож на 15-летнего мальчишку, который очень устал. Круги под глазами, опущенные руки, дрожащие губы…
И его прорвало. Он 5 лет носил в себе то, что его разрушало, и наконец-то разрешил этому выйти. Он не может спать, и его мучают кошмары. И радости нет в жизни, и на работе не может задержаться, потому что вспыльчивый: «А кто он такой, чтобы мной командовать?!», и девушка ушла («Я устала так жить»). И от всех друзей отдалился, потому что никто не понимает, что он чувствует, и вообще, «как можно так жить, когда там такое…».
Началось это где-то через полгода после возвращения из армии, где он попал в «горячую точку» и оказался в центре боевых действий. У него развилось ПТСР.
Также возникают поведенческие проблемы. Человеку трудно выполнять повседневные задачи, у него ухудшается память, внимание, способность концентрироваться, быть организованным.
ПТСР: что это и почему возникает
Тут остановимся и уточним, что травма имеет достаточно точные определения и их много. Сейчас модно называть так любой стресс, но это неверно. Не вдаваясь в теорию, сформулирую в одном предложении: «травма – это когда совпадают две вещи: угроза жизни и полная беспомощность, невозможность влиять на ситуацию».
К последним относятся события, которые несут как реальную, так и гипотетическую угрозу собственной целостности.
Что значит гипотетическую? То есть рядом люди гибнут, ты, конечно, живой, но гарантий нет. Или отец бьет мать, но не трогает ребенка – у ребенка может сформироваться посттравматическое стрессовое расстройство из-за гипотетической угрозы жизни.
По сути, любой травмирующий опыт может вызвать этот синдром, все зависит не столько от самого события, сколько от того, как наша психика с ним справилась.
Важно отметить, что речь о ПТСР будет идти, если есть прямая связь ухудшения состояния после травмирующего события. Это выявляется при диагностике и в процессе психотерапии.
Воспользуйтесь 50 % скидкой на первую онлайн встречу — знакомство с психологом
Классификация расстройства
У человека, в зависимости от особенностей его личности и характера полученной травмы, симптомы могут проявляться по-разному. Поэтому выделяют несколько типов ПТСР:
Человек становится аморфным, безразличным ко всему, постоянно чувствует слабость и хочет спать. Он понимает, что с ним что-то не так, ему нужна помощь.
Помимо плохого сна, на первый план выходит сильное чувство беспричинного страха, беспокойства. Часто такие люди стремятся к общению, потому что при одиночестве тревога усиливается.
На фоне психологических проблем у него обостряются физические недомогания. Человек страдает от болей, мигреней, нарушений в работе ЖКТ, сердечно-сосудистой системы. Он сам обращается к врачу, думая, что у него какая-то болезнь.
Основные симптомы проявляются в нестабильном эмоциональном состоянии. От полной безмятежности до прямой агрессии человек может перейти за считаные минуты и также быстро «остыть». Обычно он отказывается признавать, что с ним что-то не так, избегает общения с близкими.
Как справиться ПТСР: рассказываю на примере из практики
Основной подход к лечению – психотерапия, потому что ПТСР это не болезнь тела, а расстройство психики. И, чтобы его преодолеть, лучше всего подходят методы:
Помимо психотерапевтических техник, для комплексного воздействия часто используют медитативные практики, йогу, групповую поддержку. Иногда, если симптомы тревоги и депрессии слишком выражены, привлекается психиатр, который назначает лекарственные препараты. Сами по себе они не лечат ПТСР, но позволяют снизить его проявления, чтобы работа с психологом была эффективной.
Мы начали работать с Амиром. Сначала подключили психиатра, потому что состояние клиента было такое, что без поддержки фармакологии он не смог бы наладить сон и справиться с тревожностью.
Параллельно шла терапия, в процессе которой мы:
Интересный факт узнала недавно на мастер-классе у доктора Тишаковой В.Э. в госпитале им. Вишневского. Бойцы СВО, вернувшиеся с ранениями, активно женятся. Как говорит доктор, каждую неделю свадьба, а раньше не понимали зачем жениться, какая разница жить гражданским браком или официальным (произошла конструктивная перемена ценностей).
У Амира было наоборот. Он не разрешал себе радоваться, наслаждаться общением с девушкой («Это как-то несправедливо по отношению к ребятам, которые там остались»). Это яркий пример «вины выжившего» – частого симптома ПТСР. Работали с виной.
Невозможно работать с посттравматическим стрессовым расстройством без экспозиции. Потому что интрузионные симптомы (так называемые в народе «флешбеки») у клиента есть, а четкой картинки произошедшего нет. И поэтому, как всякое незавершенное, неосознанное действие, оно возвращалось снова и снова.
Важно вернуться туда и прожить это снова, но прикоснуться конструктивно, не травмируя себя повторно, для этого и нужно сопровождение специалиста. Потому что мы все разные, и «как в книжке по теории» никогда не идет, нужно быть готовым к этому.
В жизни Амира был один факт, который никак не укладывался в картину ПТСР. Флешбеки возвращали его в конкретный бой, где погибло много товарищей, но сны-кошмары давали другую «картинку». Там эти ребята были повешены. И это тоже раздражало клиента, потому что «они погибли как герои, почему я “так” их вижу».
После нескольких сессий песочной терапии выяснилось, что старший брат клиента совершил самоубийство именно таким способом. Амир был ребенком, ему казалось, что он забыл и прожил эту потерю, но подсознание не забыло. Так стала понятна такая острая реакция на смерть сослуживцев. Прорабатывали эту потерю вместе с клиентом.
Можно ли полностью справиться с ПТСР
По исследованиям ученых, более 90% взрослых людей хотя бы раз в жизни переживали травматическую ситуацию, например, смерть близкого человека, взрыв бытового газа, ДТП и пр. При этом частота проявления ПТСР достигает 8%. То есть 92% людей проходят эти беды без «застревания», без разрушения, без болезни.
Почему же кто-то может восстановиться, а кто-то нет? Есть много исследований на этот счет, единого мнения нет, но точно доказано, что если у человека уже была непрожитая травма в детстве, то риск ПТСР во взрослом возрасте увеличивается в разы.
Какие исходы возможны в результате терапии? По статистике следующие: «Прогноз при посттравматическом стрессовом расстройстве» (J.R.T.Davidson, 1995):
Сейчас Амир на поддерживающей терапии. Большая часть его проблем ушла. Он работает, появились постоянные отношения с девушкой, хотя остаточные явления иногда бывают (как говорят в народе, «откаты»). Но клиент может их отслеживать и быстрее возвращаться к реальности. На это нам понадобилось около года. Но это всегда индивидуальный показатель, который зависит от множества факторов.
Важно понимать, что симптомы ПТСР – это своеобразные защитные механизмы организма, помогающие как-то объяснить и принять ту ситуацию, в которой оказался человек. То есть часто это нормальные реакции на ненормальную ситуацию. С этим мы можем работать, но мы не можем стереть из памяти факт трагедии. Мы никогда не сможем легко относиться к изнасилованию, убийству, взрывам. Это нелогично и невозможно, поэтому наша задача снизить градус эмоций, боли, частоты возвратов к этой картинке и т.д.
Справиться с ПТСР невозможно изнутри, одному. Нужен проводник, специалист, который будет чуть шире видеть, чем травмированная часть личности.
Не забывайте, что травма – только часть личности, вы больше этого, в вас много другого, на что можно опереться, а значит, вы сильнее, чем любая боль! И, если чувствуете, что вам трудно самостоятельно справиться с ПТСР, если не хотите преодолевать это в одиночку – я готова помочь вам пройти этот путь.