Смерть близкого – это всего болезненная тема. Ребенок или подросток, переживающий утрату, требует особого внимания со стороны взрослых. Рассмотрим ситуацию, когда из жизни уходит пожилой родственник, например, бабушка. Что происходит в этот момент? Как помочь ему пройти все стадии проживания горя? Почему горевание такой важный процесс, при котором человек проходит сложный период эмоционального принятия потери и боли? Говорим о психологии горевания.
Как говорить с ребенком о смерти близкого человека
Первая реакция на новость может быть разной: оцепенение, плач, агрессия, непонимание и т.д. Самое главное для взрослых – быть рядом с подростком, не оставлять один на один с возникшими эмоциями. Будьте честны:
Помните, что пережить потерю близкого человека – это важный жизненный опыт, который к тому же может дать ощущение особого единения с семьей в трудный период.
Как помочь пережить утрату: психология горевания
Обычно к психологу ребенок/подросток доходит спустя какое-то время после случившегося. В рамках терапии мы можем оценить, как идет процесс горевания, насколько интенсивны чувства и эмоции, какие есть трудности в преодолении сложившейся ситуации, насколько ваш сын или дочь адаптировался к новым условиям, а над чем надо работать.
Когда ребенок переживает утрату близкого, важный момент на любой стадии проживания горя – нормализация чувств и переживаний. Допустим, у подростка умерла любимая бабушка, и он проявляет вербальную агрессию в классе, часто бывает раздражительным и не хочет выполнять домашнюю работу, учить уроки.
В первую очередь надо работать над формированием безопасной среды, где у ребенка будет возможность высказаться, а у близких – узнать, что у него сейчас на душе. Это сложный эмоциональный период для него. Мир изменился, привычный уклад жизни рухнул, а тут какие-то уроки, химические формулы, контурные карты, сочинения, веселые одноклассники («как они могут так радоваться жизни» – может задаться вопросом подросток). Вся привычная школьная деятельность кажется пустой и ничего не значащей. Ребенку важно, чтобы кто-то разделил его боль, выслушал без поучений и советов. Он должен чувствовать, что его горе, переживания по поводу потери бабушки – это нормально. Испытывать негативные депрессивные эмоции – также нормально.
Воспользуйтесь 50 % скидкой на первую онлайн встречу — знакомство с психологом
Чтобы дать возможность отреагировать эмоции, можно задать простые вопросы: «Что произошло? Какими для тебя были недавние события?». Если подростку трудно говорить, я использую арт-техники.
Также важно работать над формированием позитивного образа умершего. Например, можно спросить:
Таким образом, мы концентрируемся на приятных воспоминаниях и показываем, что ушедший живет в нашей памяти, наших ценностях, взглядах на мир, так как когда-то заложил в нас что-то доброе, мудрое, ценное или научил чему-то, что мы сможем продолжить в будущем. Такая ориентация на будущее позволяет уменьшить острые переживания от утраты близкого, вернуть социальную активность, начать строить планы.
Работа горя должна быть завершена. На это может потребоваться много времени, иногда больше года. Утихнет острая боль, но печаль скорее всего останется. К ней добавятся переосмысление, способность проживать трагические события.
Главный совет родителям: помните, что с точки зрения психологии, горевание – это процесс. Проживание негативных эмоций – это часть пути. Их нельзя подавлять, заставлять ребенка быть счастливым в момент, когда он переживает утрату. Поддержите его, будьте рядом, даже молчаливое присутствие имеет значение. Как бы страшно не было от мысли, что ваш малыш столкнулся с травмирующим его психику событием, важно помнить – оно уже произошло. Это данность, которую он должен пережить и научиться справляться с потерей близкого человека. И, если родители оказывают эмоциональную поддержку, это стадия пройдет благополучно, ребенок вырастет как личность, станет сильнее.